Материалы

Основные сведения о межбюджетных отношениях с бюджетами бюджетной системы РФ

  Для эффективного функционирования бюджетной системы на уровне субъектов Российской Федерации должен выполняться критерий вертикальной сбалансированности, т.е. доля расходных обязательств местных бюджетов в общем объеме расходных обязательств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации должна равняться доле доходов местных бюджетов после распределения трансфертов в общем объеме доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

  В случае вертикальной сбалансированности системы, объем средств, предоставляемый местным бюджетам в процессе формирования межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации, можно представить следующим образом:

  При этом из данной схемы исключены субвенции, передаваемые на исполнение делегированных полномочий, т.к. предполагается, что объем финансирования субвенций соответствует объему финансирования переданных государственных полномочий.

Задачи формирования межбюджетных отношений и инструменты межбюджетного регулирования

  Предоставление финансовых ресурсов служит для обеспечения бюджетов муниципальных образований средствами на исполнение собственных полномочий, стимулирования достижения приоритетов, установленных субъектами федерации, а также для обеспечения бюджетов муниципальных образований средствами для исполнения переданных полномочий. Для решения каждой из задач необходимо использовать соответствующие инструменты.

Задачи

Инструменты

Обеспечение бюджетов муниципальных образований средствами для исполнения собственных полномочий

-                  установление единых нормативов отчислений от налогов;

-                  установление дифференцированных нормативов от акцизов на ГСМ;

-                  нецелевые трансферты (дотации);

-                  замена дотаций дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ.

Стимулирование достижения приоритетов, установленных субъектами РФ:

-                   достижение стратегических целей социально-экономического развития субъекта РФ, в т.ч. увеличение финансирования за счет местных бюджетов направлений расходов, приоритетных с точки зрения субъекта РФ;

-                   выравнивание доступа к определенным бюджетным услугам, предоставление которых относится к вопросам местного значения;

-                   поощрение различных достижений муниципальных образований в соответствии с приоритетами, установленными субъектом РФ.

 

 

Субсидии

 

 

 

 

 

 и иные межбюджетные трансферты

Обеспечение бюджетов муниципальных образований средствами для исполнения переданных государственных полномочий

Субвенции

Устранение дисбаланса, возникшего в результате факторов, не зависящих от действий органов местного самоуправления (внешние экономические шоки, изменение разграничения расходных обязательств, изменение налогового законодательства и разграничения доходных источников)

Дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов

Устранение краткосрочных разрывов между доходами и расходами местных бюджетов

Бюджетные кредиты

   Эти инструменты позволяют органам власти субъекта Российской Федерации обеспечить местные бюджеты доходами, необходимыми для выполнения собственных и делегированных полномочий. Перед субъектом Российской Федерации стоит задача выбора: в какой пропорции разделить финансовые ресурсы между различными каналами передачи средств в местные бюджеты.

Выбор между закреплением нормативов отчислений от налоговых доходов и финансовой помощью

   Закрепление единых нормативов отчислений от налогов является наилучшим выбором с точки зрения стимулирования развития муниципальных образований. Преимущества закрепления нормативов отчислений на длительный срок очевидны:

-   возможность для местных органов власти самостоятельно прогнозировать собственные доходы на длительный период и, следовательно, осуществлять долгосрочные программы развития;

-   повышение стимулов к увеличению собираемости налогов и развитию имеющейся на территории муниципальных образований налоговой базы.

  В то же время передаваемые местным бюджетам налоговые доходы, как правило, не могут обеспечить равномерное распределение финансовых ресурсов между муниципалитетами и гарантировать определенный объем доходов муниципалитетам с низким уровнем социально-экономического развития. Эта задача должна решаться с помощью дотаций из соответствующих фондов финансовой поддержки муниципальных образований и закрепление налога на доходы физических лиц по дифференцированным нормативам.

  В случае использования нецелевой финансовой помощи (дотаций) для обеспечения муниципалитетов собственными доходами можно добиться более равномерного распределения средств между местными бюджетами, однако при этом может снизиться заинтересованность местных органов власти в повышении собираемости налогов и развитии собственной налоговой базы.

   Использование «отрицательных трансфертов» (субсидий, передаваемых из бюджетов муниципальных образований в бюджет субъекта Российской Федерации) позволяет увеличить объем средств, переданных с помощью закрепления единых нормативов отчислений. С помощью «отрицательных трансфертов» установление более высоких нормативов отчислений в местные бюджеты, которое приводит к росту бюджетной обеспеченности муниципальных образований с наиболее развитой налогооблагаемой базой, может быть частично компенсировано перераспределением средств в местные бюджеты с низкой бюджетной обеспеченностью. При этом стимулирующая роль более высоких нормативов полностью сохраняется как у муниципалитетов, которые не перечисляют «отрицательные трансферты», так и у муниципальных образований, подпадающих под критерий взимания «отрицательного трансферта», поскольку изъятой окажется не более 50% от суммы, превышающей двукратный средний уровень расчетных налоговых доходов.

   За исключением требования передачи местным бюджетам 15% НДФЛ в виде единых и дополнительных нормативов отчислений и 10% поступлений от акцизов на ГСМ, Бюджетный кодекс Российской Федерации не налагает иных ограничений на размеры дополнительно передаваемых отчислений налогов в местные бюджеты. Субъект Российской Федерации самостоятельно принимает решение о том, какую часть средств он передает в виде налоговых отчислений, а какую - в виде финансовой помощи из регионального фонда финансовой поддержки поселений (внутригородских районов) и регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).

   Конкретный объем средств, передаваемых местным бюджетам в виде нормативов отчислений от налогов, должен зависеть (помимо выбора органов государственной власти субъектов Российской Федерации между выравниванием бюджетной обеспеченности муниципалитетов и поддержанием заинтересованности органов местного самоуправления в развитии налоговой базы), от равномерности распределения налоговой базы по территории муниципальных образований. В тех субъектах Российской Федерации, где налоговая база распределена между муниципалитетами относительно равномерно,  за муниципальными образованиями, как правило, закрепляется больший объем налоговых доходов в виде единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов. Эта мера обеспечивает муниципальным образованиям большую самостоятельность и определенность в долгосрочном планировании доходов. В тех субъектах, где налоговая база распределена между муниципальными образованиями неравномерно, целесообразнее перераспределять больше средств в виде дотаций и дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ.

   Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) также обладают правом установления нормативов отчислений в бюджеты находящихся на их территории поселений (внутригородских районов). Поселения, помимо финансовой помощи из районных (окружных) бюджетов, могут получать финансовую помощь из бюджета субъекта Российской Федерации, на объем которой районы (округа) не могут влиять. В связи с этим у районов (городских округов с внутригородским делением) с большей вероятностью, чем у региональных органов власти, могут возникнуть основания для пересмотра нормативов отчислений в бюджеты поселений. Критерии выбора того или иного механизма передачи финансовых средств для органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) будут те же, что и для субъекта Российской Федерации.

Выбор между нецелевой и целевой финансовой помощью

   Предоставление финансовых средств в виде дотаций и закрепления единых и дифференцированных нормативов отчисления от налогов способствует увеличению доходов объема доходов местных бюджетов, которые органы местного самоуправления могут потратить в соответствии с собственными приоритетами. Предоставление финансовых средств муниципальным образованиям в виде субсидий, в свою очередь, позволяет органам государственной власти субъекта Российской Федерации в значительной степени влиять на бюджетную политику органов местного самоуправления в соответствии с приоритетами, установленными на региональном уровне.

   Выбор пропорции между объемом средств, передаваемых местным бюджетам в виде нормативов отчислений от налогов и дотаций с одной стороны, и субсидий с другой зависит от выбора между двумя альтернативами: предоставлением органам местного самоуправления большей самостоятельности или следованием приоритетам региональной политики и усилением контроля за расходами местных бюджетов.

   Принципы лучшей практики в сфере межбюджетных отношений предполагают преобладание в структуре межбюджетных трансфертов нецелевой финансовой помощи (т.е., доля средств, передаваемых в виде единых нормативов отчислений от налогов, дотаций и дополнительных нормативов от НДФЛ должна превышать долю субсидий и иных межбюджетных трансфертов).

Выбор между предоставлением безвозмездной финансовой помощи и бюджетными кредитами

  В случае обнаружения несбалансированности местных бюджетов в течение финансового года перед субъектом федерации может встать выбор: устранить проблему с помощью увеличения объема межбюджетных трансфертов или с помощью предоставления бюджетных кредитов.

  В первом случае речь будет идти о безвозмездных безвозвратных перечислениях, во втором – о возмездных и возвратных. При этом выбор необходимо осуществлять исходя из следующих параметров:

-  является ли проблема временной или постоянной;

-  действия каких факторов послужили причиной возникновения дисбаланса.

  При временном дисбалансе выбор должен быть сделан в пользу кредитов, при постоянно существующей проблеме необходимо заново вернутся к вопросу об общем объеме средств, передаваемых местным бюджетам, или поднять вопрос об эффективности осуществления полномочий органов местного самоуправления.

  Если причиной несбалансированности местного бюджета служат внешние факторы: изменение экономической ситуации, действия федеральных или региональных органов власти, то устранять такой дисбаланс необходимо с помощью предоставления нецелевых трансфертов (в частности, дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов). Если же дисбаланс возник в результате действий местных органов власти, то предоставление трансфертов будет стимулировать к сохранению подобной политики, в то время как необходимость возврата бюджетных кредитов подтолкнет к поиску путей повышения эффективности расходов и увеличения налоговой базы.

Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.